8 июля 2014 г.

Косатки смотрят на человека как на равного

 Косатка - морское млекопитающее семейства дельфиновых отряда китообразных. Крупное (до 10 метров), красивое и умное животное, предки которого 50 млн лет назад предпочли суше океан. Член Совета по морским млекопитающим Ольга Филатова, которая много лет занимается их изучением и может узнать знакомую косатку по фотографии, рассказала о характере животных, культурных традициях, сложившихся в разных популяциях, и о том, что такое отпуск для косатки и как следует относиться к косаткам-бабушкам.

- Ольга, скажите, где распространены косатки и какая популяция наиболее многочисленна?

Косатки обитают почти повсюду, кроме некоторых внутренних морей, но чаще они встречаются в водах высоких широт. Мы пока не можем сказать, какая популяция наиболее многочисленная, потому что эти границы у косаток определяются  не только географическими, но и социальными факторами. По умолчанию принято, что все группы в одной акватории общаются между собой и принадлежат одной популяции. То есть, например, всех косаток Охотского, или, скажем, Баренцева моря относят к одной популяции, пока не доказано обратное. Но на самом деле в одном море или даже в одном районе моря могут обитать две разные популяции, представители которых, если и встречаются в море, то избегают друг друга и никогда не скрещиваются. Собственно, поэтому их и относят к разным популяциям. Чтобы определить, кто в действительности к какой популяции принадлежит, нужно провести генетическое исследование всех групп, а это очень сложно.
- Почему в тропиках косатки встречаются реже, чем в холодных и умеренных водах?

В холодных водах высоких широт для косаток больше корма. Это связано с тем, что зимой вода перемешивается, вынося в верхние слои биогенные вещества, поэтому каждой весной происходит вспышка численности фитопланктона, а следом за ней – зоопланктона и рыбы. В тропиках перемешивание воды прекращается, как только прогрелся поверхностный слой: теплая вода более легкая, поэтому остается сверху. Фитопланктон на поверхности быстро поглощает все питательные вещества, и продуктивность верхнего слоя падает, она остается высокой лишь в тех районах, где из-за течений или ветров глубинные воды все-таки поднимаются наверх.
По этой причине моря полярных и умеренных широт гораздо более продуктивны, чем тропические, и тем предпочтительнее для косаток. Но жизнь там накладывает свои ограничения для теплокровных животных, ведь сохранять постоянную температуру тела в холодной воде довольно трудно. Косаткам и другим китам в этом помогает толстый слой подкожного жира. Единственная проблема - кожа, которая сильно охлаждается. Обычно это не создает животным особых трудностей , но кожа должна периодически обновляться: внешний слой отшелушивается, а изнутри нарастает новый. Для этого к ней должна приливать кровь с питательными веществами, но в ледяной воде это сопряжено с большими теплопотерями. Поэтому антарктические косатки, живущие среди льдов, периодически совершают миграции в теплые воды, чтобы «перелинять». В этом они похожи на людей, которые ездят в отпуск погреться на солнышке. Известен случай, как одна косатка прошла туда-обратно 9400 километров за 42 дня, то есть ее скорость составила больше 200 километров в день.
- Правда ли, что косатки не заходят в Восточно-Сибирское море и море Лаптевых?

Действительно, нет достоверных сведений о встречах с косатками в этих районах. Вероятно, основная причина – это тяжелые ледовые условия. Восточно-Сибирское и море Лаптевых даже летом освобождаются ото льдов на довольно короткий период. Для косаток опасность представляют большие ледовые поля, которые могут быть пригнаны ветром и отрежут им путь к открытой воде. Такое уже случалось неоднократно. Например, зимой 2013 года группа косаток оказалась запертой в ледовой полынье в Гудзоновом заливе в Канаде. Эта история получила широкую огласку, местные жители обращались к правительству с просьбой помочь в освобождении косаток из ледового плена. К счастью, помощь не понадобилась: вскоре льды отогнало ветром и животные смогли выйти в открытую воду.

А вот косаткам, затертым в льдах возле курильского острова Итуруп в 2005 году, не повезло: люди не успели прийти на помощь, полынья замерзла, и все животные погибли. Похожий случай произошел ранее у берегов Хоккайдо в Японии. По этой причине косатки, кроме антарктических популяций, которые уже успели приспособиться, стараются избегать районов со льдами. Однако в последние годы льдов в Арктике становится все меньше, поэтому не исключено, что скоро косатки освоят все арктические моря России.
- Какая популяция косаток наиболее изучена в мире? Когда начались исследования в России, в каких направлениях они ведутся теперь?

Лучше всего изучены косатки, обитающие в водах тихоокеанского побережья Канады и США, а в России – обитатели восточного побережья Камчатки. В североамериканских водах выделяют как минимум семь популяций, а у нас в дальневосточных водах – как минимум две, причем районы их обитания перекрываются.

1999 год, когда был организован Дальневосточный проект по косатке, можно считать началом целенаправленного изучения этого вида в России. До этого были лишь случайные попутные наблюдения или описания содержимого желудков животных, добытых китобоями.

По-прежнему плохо изучены чукотские и баренцевоморские косатки. На Чукотке регулярно наблюдают, как они охотятся на моржей и китов, но подробных исследований никто не проводил. В Баренцевом море косатки встречаются регулярно, но редко, их тоже никто специально не изучал. Правда, совсем рядом – в Норвегии и Исландии – такие исследования проводят, там обнаружены как минимум две популяции, одна из которых специализируется на питании сельдью. Возможно, они же встречаются и у нас в Баренцевом море.

Сегодня основное место нашей работы – это акватория восточного побережья Камчатки. Мы выяснили, что там обитают две разновидности косаток, которые не общаются и не скрещиваются: рыбоядные и плотоядные. Чаще встречаются рыбоядные, локальное стадо которых насчитывает около трехсот особей. Вместе с изредка заходящими чужаками мы занесли в свой каталог уже более 500 животных. Плотоядных косаток гораздо меньше – всего несколько десятков.

Кроме того, мы работаем на Командорских островах. Там с рыбоядными косатками обратная ситуация: у нас в каталоге числится больше особей, но повторные встречи с ними происходят реже. Это место является своего рода перекрестком, где бывает много животных, но никто не задерживается надолго. Плотоядные косатки на Командорах нередко встречаются возле лежбищ морских котиков, зачастую их можно встретить там из года в год.
- Каким образом Вы изучаете косаток?

Основной метод, который мы используем – это индивидуальная идентификация животных по естественным меткам, таким как форма спинного плавника и пятна, царапины и шрамы. Этот метод хорошо подходит для изучения косаток: по качественной фотографии можно отличить каждое животное. Фотографируя косаток из года в год, мы выясняем, сколько особей обитает в данной акватории, к какой семье относится, переходят ли животные из одной семьи в другую, как часто самки рожают, сколько детенышей выживает, и узнаем множество других особенностей их жизни. Также мы наблюдаем за их поведением, определяем, чем они питаются, записываем звуки, берем пробы для генетического анализа. Проще говоря, мы всеми доступными способами стараемся узнать о косатках как можно больше.
- И как же живут косатки, поодиночке или стаями?

Одиночки встречаются очень редко, это, как правило, одинокие самцы. Например, мы на Командорах уже несколько лет наблюдаем одного и того же плотоядного самца, и он все время ходит один. Чаще всего косатки живут группами. У рыбоядных косаток северной Пацифики (северная часть Тихого океана) это стабильные образования, включающие самку и несколько поколений ее потомков, детеныш всю жизнь остается в своей семье. В других популяциях животные могут уходить из своей группы и присоединяться к другой.

Для косаток важны связи, прежде всего, по материнской линии, можно сказать, что у них сложился «матриархат». Дело в том, что косатки не моногамы, то есть, у них нет прочных связей между «супругами», и самец не принимает участия в воспитании своих детей. Основу семьи составляет старшая самка – мать, бабушка или даже прабабушка. Группа косаток чаще всего состоит из ее родственников: так выгоднее помогать друг другу, и меньше причин для конкуренции. У других животных родственный принцип формирования групп мог привести к близкородственному скрещиванию. Если поиск партнера осуществляется в пределах группы, ее, как правило, составляют самцы и самки из разных семей.

Для косаток проблема близкородственного скрещивания не стоит так остро . Они перемещаются на большие расстояния и спокойно общаются с представителями других групп, это позволяет самкам спариваться с чужими самцами, оставаясь в родной семье со своими братьями, дядями и племянниками.
- Что можно сказать о характере косаток? Правда ли, что плотоядные косатки агрессивнее рыбоядных?

Они все разные. Любители косаток часто идеализируют их, считают возвышенными, почти сверхъестественными существами. На самом деле, перефразировав известную цитату Конрада Лоренца про гусей, можно сказать, что косатки тоже всего лишь люди. Они бывают умными и туповатыми, любопытными и робкими, дружелюбными и замкнутыми. К человеку они тоже относятся по-разному, в зависимости от ситуации и характера. В природе на людей они не нападают: могут либо избегать, либо проявлять любопытство. Интересуются людьми, как правило, подростки, а взрослым до нас нет дела, у них свои серьезные косаточьи дела.

В неволе плотоядные косатки ничуть не агрессивнее рыбоядных. Это и неудивительно, ведь к людям они относятся не как к добыче, а как к социальному партнеру, то есть, в каком-то смысле, как к другой косатке. Так что здесь на первый план выходят не популяционные особенности, а именно индивидуальные черты характера.
- Что отличает разные популяции косаток?

Представители разных популяций могут отличаться друг от друга как внешне, так и по поведению, иметь разные привычки, обычаи и биологические особенности. Например, антарктических косаток можно узнать с первого взгляда: они не черные, как все, а темно-серые с черной спиной.

У разных популяций могут быть свои пищевые предпочтения. Одни питаются только рыбой, другие специализируются на морских млекопитающих. Такие пищевые предпочтения и излюбленные техники охоты ученые называют «культурными традициями». Под этим принято понимать сложные формы поведения, которые передаются не генетически, а путем обучения. Если детеныш косатки растет в группе, которая добывает тюленей, узнает правила и методы охоты, то став взрослым, он предпочитает питаться именно тюленями. Традиции могут складываться постепенно или появляться внезапно, когда одно животное изобретает что-то новое, а другие у него перенимают. Например, австралийские дельфины «надевают» на морду морскую губку при охоте на придонную рыбу, которая прячется под слоем ила, песка и острой гальки. Так умеют далеко не все дельфины, и традиция передается только от матери к детям. Проанализировав родственные связи между дельфинами-умельцами, ученые выяснили, что этот способ охоты берет начало от одной-единственной самки, жившей около 180 лет назад.

У косаток есть разнообразные охотничьи традиции.. Например, в Аргентине и на островах Крозе они освоили сложную технику выбрасывания на берег, чтобы достать детенышей тюленей. Необученная косатка, оказавшись в зоне прибоя, просто не смогла бы вернуться в воду и погибла бы. Только долгие годы тренировки под контролем взрослых особей позволяют научиться точно рассчитывать движения, чтобы не только схватить добычу, но и сползти с ней обратно в воду.

В Антарктике косатки применяют интересный метод охоты на тюленей, смывая их со льдины волной. Волна создается синхронным движением всех членов группы, что требует высокой координации движений и полного взаимопонимания. В северной Атлантике косатки совместно охотятся на сельдь – окружают косяк и загоняют его к поверхности, а потом оглушают ударами хвоста. В северной Пацифике некоторые группы плотоядных косаток освоили охоту на детенышей серых китов. Детеныш по размеру не уступает самой косатке, а взрослая самка и того крупнее, и только скоординированные действия всей группы позволяют отбить детеныша от матери, которая его активно защищает.
- Правда ли, что косатка - одно из самых умных животных?

Косатка – один из видов дельфинов, а дельфины по тестам на интеллект занимают равное или даже более высокое положение, чем человекообразные обезьяны. Они успешно решают многие задачи на абстрактное мышление, а также проходят тест на наличие самосознания – так называемый зеркальный тест. Если животное понимает, что в зеркале находится не другая особь его вида, а оно само, то это говорит о наличии у него концепции самого себя и осознания своего существования. Например, у детей это осознание появляется не сразу, они начинают узнавать себя в зеркале в возрасте полутора-двух лет. Помимо дельфинов, зеркальный тест успешно проходят человекообразные обезьяны, слоны и сороки.

Интеллект косаток подтверждают и эксперименты. Одним из тестов на интеллект является проверка на способность к подражанию: животное обучают по команде точно повторять действия другой особи. Для того чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать представлениями как о себе, так и о другом и уметь сравнивать действия свои и партнера. Для дельфинов и обезьян это оказалось довольно сложной задачей. Косатки решали ее в целом более успешно, а одна молодая самка с первой попытки выполнила все задания абсолютно правильно.

Многие тренеры считают, что среди всех видов дельфинов косатки – самые умные. Именно поэтому взрослые косатки в неволе становятся немного сумасшедшими, ведь по сравнению с жизнью в море в дельфинарии очень скучно.

- Насколько мы знаем, в России сейчас ведется отлов косаток для содержания в океанариумах, как это сказывается на животных?

Большинство живущих сейчас в океанариумах косаток родилось в неволе. Но в России продолжается отлов косаток, хотя в других странах это запрещено, так как травматичен и сам процесс, и последующее привыкание к жизни в бассейне.

В России ежегодная квота на вылов составляет десять особей, контроль за этим не осуществляется, а о погибших при отлове животных могут просто умалчивать. Популяции косаток немногочисленны, и ежегодное изъятие десяти-пятнадцати особей на протяжении нескольких лет может подорвать их численность. По закону, прежде чем ловить, нужно точно оценить размер популяции, но из-за отсутствия финансирования этого не делается. При обосновании квот просто прикидывают общую численность в регионе, а сколько там обитает популяций и из какой из них производится отлов – никто даже не пытается оценить.

Что касается самих животных, в неволе психика косаток деформируется, но проявляется это тоже у всех по-разному. Молодые косатки легко идут на контакт и хорошо обучаются, ведь больше в бассейне заняться особо нечем. Когда они взрослеют, у них начинаются свои взаимоотношения, проблемы, как у подростков в стадии созревания. Взрослые косатки в неволе могут становиться агрессивными и раздражительными.
Ольга Филатова (слева)
- Чему Вас научили косатки?

Косаток очень интересно изучать. Меня вообще интересует сложное поведение и развитие интеллекта у животных, и косатки для этого хороший объект. А научили они меня, прежде всего, относиться к ним с уважением. В большинстве зоологических исследований ученый смотрит на свой объект с высоты человеческих знаний и суждений. Но с косатками это не работает, они все время преподносят какие-то сюрпризы. Стоит только решить, что ты немного разбираешься в их привычках и повадках, как они делают что-то, полностью опровергающее твои умозаключения. Конечно, это сильно осложняет работу, и некоторые зоологи считают, что поведением косаток заниматься бесперспективно, лучше ограничиться более простыми объектами – например, птицами или грызунами. Но мне кажется, что несмотря на сложности в интерпретации и понимании их поведения, наши наблюдения рано или поздно сложатся в общую картину, и это та цель, ради которой стоит работать.

Информационное Агентство «Арктика-Инфо»
Фото: Ольга Филатова, Екатерина Борисова, Ольга Титова, Татьяна Ивкович

0 коммент.:

Отправить комментарий