13 декабря 2011 г.

«Врачи» из Красной книги

Дельфинотерапия — коммерция или панацея...
Сегодня дельфинарий в нашей стране — такое же обычное развлекательное явление, как, скажем, цирк. Одесса, Киев, Донецк, Харьков, Бердянск, Севастополь, Евпатория и другие города (в Крыму — даже маленькие поселки) за последние годы обзавелись бассейнами и вольерами для морских млекопитающих. Там афалины (а задействован преимущественно этот вид) вволю развлекают и малышей, и стариков своей ловкостью и сообразительностью. А еще эти умные животные, как известно, наделены даром целительства. Поэтому дельфинотерапия с каждым годом набирает обороты и занимает почетное место среди распространенных методик медико-психологической реабилитации и коррекции.

Впрочем, не все специалисты близки к ее безоговорочному признанию как панацеи. Среди них, например, ведущий отечественный дельфинолог, председатель научного комитета ACCOBAMS (международного договора по сохранению китообразных Черного и Средиземного морей и близлежащей акватории Атлантического океана), кандидат медицинских наук симферополец Алексей БИРКУН.

— Уместнее это называть плавание с дельфинами, избегая при этом термина терапия, — объясняет мне Алексей Алексеевич. — Так как это парамедицинский метод. Научных исследований по этому поводу немного. Но они показывают, что польза, которую кто-то получает от общения с дельфинами, на том же уровне методов психотерапии, когда используется общение с другими животными (скажем, лошадьми, кошками, собаками). Впрочем, я не критикую этот метод. Просто констатирую, что это сфера коммерческой деятельности, которая имеет право на существование, так как не противоречит закону.
Однако, прежде чем решиться на такое лечебное плавание, нужно хорошо понимать и все очевидные вызовы. По словам медика, «общая» вода в значительной мере инфицируется кишечной микрофлорой дельфинов (памперсов же они не носят). Кроме того, афалина сильное и довольно массивное животные — более двух центнеров веса. Ударом хвоста может запросто покалечить. Могут быть и укусы. Понятно, что для дельфинариев подбирают животных спокойных, но они, как и люди, имеют разные темпераменты и скрытые черты характера. Какой-то внешний фактор может вызвать у них непредсказуемый по результатам стресс. Известны случаи, когда добрые и уравновешенные до того животные бросались на своих тренеров, серьезно травмировали их. Это очень важно учитывать, когда дело касается детей — особенно тех, кто и так имеет серьезные расстройства развития. Для некоторых деток общение с дельфином действительно интересно, может вызвать ощутимое улучшение здоровья, но случается и обратный эффект. Несколько лет назад на одной международной научной конференции, как рассказал Алексей Биркун, он присутствовал при показе документального фильма о так называемой дельфинотерапии. Недопустимое зрелище: аутичного ребенка против его воли бросили в бассейн с дельфинами. Мой собеседник в знак протеста покинул зал, несмотря на то, что выступал модератором того солидного форума.
Алексей Биркун
Алексей Биркун, к слову, медик в третьем колене (его родители — известные профессора Крымского медуниверситета), почти три десятилетия занимается черноморскими дельфинами, занесенными в международную и национальную Красную книгу. Интересно, что в некоторой степени переквалифицироваться из патологоанатома в дельфинологи его побудили... военные.
— Тогда, в конце 1981 года, я работал в гражданском научно-исследовательском институте, — вспоминает симферополец. — Так получилось, что остался без работы. Мне предложили перейти в Крымский мединститут, где как раз получили интересный прикладной заказ. Это была так называемая закрытая научно-исследовательская работа по заказу военного ведомства. На то время исследования военных с дельфинами океанариума в Казачьей бухте были довольно эффективными: они учили животных выполнять специальные задачи. Приезжали специалисты из Ленинграда, Москвы, генштаба. Короче говоря, уникальных дельфинов нужно было представлять государственным комиссиям, а здесь — очень нежелательная их высокая смертность.

Выяснилось, что причина смерти служебных дельфинов — инфекционные болезни. Они же возникали из-за условий содержания, а именно — загрязнения акватории. Поэтому были предложены схемы медикаментозной профилактики, в частности антибиотиками и иммуномодуляторами. Смертность среди животных упала с 70% до 2%.

С того времени Алексей Биркун предметно сконцентрировался на жизненных проблемах морских существ в естественных условиях.

Причем не только родного черноморского, но и средиземноморского регионов. Побывал во многих международных морских экспедициях по мониторингу. Собранный богатый материал лег в основу исчерпывающего научного исследования «Сохранение китов, дельфинов и морских свиней в Средиземном и Черном морях», которое в прошлом году в соавторстве с итальянским коллегой вышло отдельной книгой. Кстати, предисловие к ней написал сам принц Монако Альбер ІІ.

Васыль РОМАНИВ. golos.com.ua

0 коммент.:

Отправить комментарий