23 августа 2011 г.

Жизнь дельфина. Обучение

Чтобы ребенок заговорил на определенном языке, его нужно научить этому языку. Причем недостаточно просто говорить с ним. Нужно, чтобы он имел возможность проассоциировать конкретные слова с конкретными предметами и понятиями. Короче, чтобы объяснить название конкретного предмета, вы берете в руки и показываете этот предмет.

Точно так же, как человеческий ребенок, дельфиненок должен был бы обучиться языку у взрослых дельфинов. Узнать смысл каждого сигнала. Давайте подумаем, как это может быть. Как взрослый дельфин может что-то показать и назвать, чтобы дельфиненок это понял? К примеру, название конкретного съедобного вида рыбы. Рыбу можно поймать. Можно коснуться скалы или дна, дельфиненок поймет “рыба”, “скала”, “дно”, но все-таки это очень примитивный способ. У дельфина нет рук, которыми можно указывать на объект, а объектов в океане очень много.

Если очень хорошо вдуматься в то, какой образ жизни ведет дельфин и в его анатомию, то можно выдвинуть следующее предположение. Что дельфин в этом случае мог бы пользоваться ультразвуковым лучом. Как “указкой”, чтобы выделить конкретный объект. При желании дельфин может послать узкий направленный луч ультразвука. На что угодно - на скалу, коралл, раковину и т.д., которые при этом выделятся среди других объектов. Находящийся рядом дельфиненок, естественно, тоже воспримет это ультразвуковое изменение.

Дельфиниха действительно обучает дельфиненка, это подтверждено наблюдениями. Как и чему - пока можно выдвигать только общие гипотезы и догадки.

Чтобы переговариваться “словами”, все общающиеся дельфины должны были бы знать смысл каждого конкретного звукосочетания. Вопрос, какие именно “все дельфины”? Все в море, все в океане? Все в конкретной группе? Логично предположить, что все, которые имеют контакты друг с другом. В группах дельфины несколько обособленны от других групп, но ведь язык формируется не за год, и даже не за семьдесят лет (это примерный срок жизни дельфина). Язык формируется веками, и должен передаваться из поколения в поколение. Получается, что нет постоянных групп, а есть потомки, отделяюшиеся от групп и создающие новые группы. То есть все дельфины, к примеру, в море, являются родственными. А в океане… Океан гораздо обширнее. В нем уже может существовать родовое общение, которое не принимает “посторонних”. То есть отдельные виды дельфинов, которые сторонятся друг друга и не вступают ни в эмоциональный, ни половой контакт. То есть не скрещиваются, если говорить биологическим языком.

Теперь о сохраненни языка. Речь дельфинов должна быть напрямую связана с памятью. Поскольку у них нет возможности записывать слова, весь словарь дельфина должен быть активным, и передаваться из поколения в поколение, иначе слова будут утрачиваться. То есть взрослые дельфины не имеют права забыть о чем-то, обучая дельфиненка, иначе дельфиненок окажется “недоучкой”. И его потомки будут неучами, поскольку сами не смогут “придумать” не услышанные слова.

Как сохраняется язык? А как он сохранялся у людей до того времени, пока появилась письменность? Передавался из уст в уста. Естественно, передавались не просто значения слов, а все культурное наследия данной группы. Велико ли было это наследие, и в чем оно заключалось? У людей - знания об устройстве мира, об окружающей природе, о ведении хозяйства, и т.д. Накопление и увеличение объема этой информации вызвало появление письменности.

У дельфинов могло бы быть иначе. У них взамен письменному накоплению мог просто увеличиваться объм памяти. Человеческая память имеет свойство со временем утрачивать имеющуюся информацию. То есть человек забывает то, что знал. Однако при активной работе памяти забывание не происходит. А мозг дельфина должен работать с памятью непрерывно, иначе эволюция разума дельфинов исключается. У них нет труда, который развивает мышление, значит само мышление должно являться трудом.

Вопрос, сколько информации может хранить мозг. Отвлечемся от дельфинов, поразмышляем о возможностях человечесого мозга, и о связи памяти и письменности. Может ли человек узнать и запомнить все, что до него исследовано и описано многими поколениями людей? Однозначно утверждаю - может. Определенной информации существует не так уж много, просто она очень разрознена и по-разному записана в разных источниках. Для одного человека вполне возможно собрать и систематизировать ее всю, вплоть до научной детализации. Естественно, ему придется посвящать этому практически все свое время - он будет занят исключительно построением собственной памяти. Однако в человеческом сообществе это не нужно - каждый углубляется в конкретный раздел знаний и использует его практически, открывая и создавая нечто новое, либо просто пользуясь некоторым количеством приобретенных знаний.

Дельфины не нуждаются в создании чего бы то ни было, поэтому могли бы посвящать жизнь исключительно познанию и построению памяти.

© Н. Ермачонок
Начало: ч.1ч.2ч.3ч.4ч.5ч.6ч.7, ч.8.  Продолжение следует >>>

0 коммент.:

Отправить комментарий