Гибель дельфинов легко предупредить. Кто против?
Официальный сезон рыбного промысла начался в апреле. И вот уже в майские дни зафиксирован факт самой массовой за этот год гибели краснокнижных морских млекопитающих – азовок. На сравнительно небольшом участке восточного побережья Крыма от мыса Опук до мыса Чауда обнаружено 60 трупов этих маленьких дельфинов с отрубленными плавниками.
Ежегодно в Черном и Азовском морях массово гибнут дельфины. Вот и в этом году сначала зафиксировали 26 погибших азовок, потом – 31, а к 11 мая – уже 60 особей. Специально этих млекопитающих, занесенных в Красную книгу, никто не ловит, однако придонные рыбацкие сети, которые устанавливают на камбалу и катрана, становятся смертельной ловушкой для этих небольших дельфинов. Именно они оказываются жертвами рыбацких сетей, так как их размеры и вес не позволяют им разорвать страшные путы и уйти в море.
«У всех животных, найденных на побережье мертвыми, обрезаны спинные плавники. Это говорит о том, что дельфины погибли, запутавшись в сетях. Они просто-напросто задыхаются, так как длинные тяжелые сети, в которые они попадают, не дают им возможности подняться на поверхность. Рыбаки от этого страшного улова избавляются не менее страшным образом: отрезают плавники и выкидывают туши несчастных животных обратно в море», – рассказывает председатель Крымской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов.
Его слова подтверждает и директор предприятия «Лаборатория Брэма» Сергей Кривохижин, добавляя, что установить, в чьих сетях погибли животные, невозможно, так как с апреля идет официальный промысел.
«Кроме местных жителей, занимающихся рыбной ловлей, в том районе располагается рыбколхоз «Волна революции», который ежегодно получает квоты на вылов камбалы. И несколько бригад расставляют свои сети вполне официально. Правда, в данный момент установлен кратковременный (десятидневный) запрет на ловлю камбалы. Однако промысел катрана никто не запрещал, и получить разрешение на его вылов гораздо проще, чем на вылов камбалы. Так что - поди угадай, в чьи сети на самом деле угодили несчастные животные», – говорит Сергей Кривохижин.
Однако по неофициальным данным, которыми располагает Андрей Артов, именно в том районе разрешенный промысел не ведется.
«По состоянию тел выброшенных на берег животных видно, что гибли они в течение последних двух недель. К тому же, как сообщает наш источник, на многих телах погибших дельфинов наблюдаются порезы. А, как известно, крючковые снасти, которые могут оставить следы порезов, ставят браконьеры, ведя незаконную ловлю краснокнижного осетра», – отмечает Андрей Артов. – «Это рыба крупная и сильная, обычную сеть может порвать и уйти в море. Вот для ловли этих рыб и придумали острые крючки, за которые они могут легко зацепиться любой частью тела. А азовка по своим размерам зачастую даже меньше осетра. Естественно, в таких лоханках эти дельфины погибают первыми».
Конечно, вопрос, в чьи сети попали животные, принципиально важный. Если в районе ведется незаконный промысел, значит, надо выявлять нарушителей и наказывать. Однако оба ученых констатируют, что только этими методами проблему не решить.
«Во-первых, мы делаем вывод, что животные погибли в сетях, потому что у них отрезаны плавники. Других доказательств нет, так как нет самих сетей. Поэтому, на кого ставились сети, понять невозможно, как невозможно и определить, кто орудует в этих водах: то ли рыбаки, имеющие разрешение на вылов рыбы, то ли браконьеры, ведущие незаконный промысел. Так что наказывать, по большому счету, получается, некого», – говорит Сергей Кривохижин.
В апреле прошлого года инспекторы Азово-Черноморского управления госпогранслужбы выявили в море 70 км рыболовных сетей. «В них за один только месяц запутались и погибли более сорока черноморских дельфинов. Однако привлечь к ответственности мы никого не можем, так как установить тех, кто расставлял эти сети, невозможно», – отмечала руководитель пресс-службы Азово-Черноморского регионального управления государственной пограничной службы Украины Лилия Пургина.
Но, если надзорные и контролирующие государственные службы ничего сделать не могут, значит, надо действовать иными методами. И, как уверяют ученые, такие методы есть: существуют разные технологии, давно отработанные в Европе, которые позволяют уберечь дельфинов во время рыбного промысла. Например, электронные устройства — «пингеры», издающие неприятный для дельфинов ультразвук.
«Ситуацию изменить можно: существуют недорогостоящие технологии, применив которые, рыбацкие сети можно сделать «видимыми» для краснокнижных млекопитающих Черного моря. Минприроды Украины могло давно дать распоряжение, чтобы рыбаки использовали только «видимые» сети, а в противном случае не выдавать лицензии на вылов рыбы. Однако минприроды бездействует», – сообщал «Центру» тоже еще год назад член президиума международной общественной организации «Черноморский совет по морским млекопитающим» Александр Жбанов.
Тралмастер Сергей Чупин, много лет подряд работавший на рыболовных судах по всему миру, считает: для того, чтобы данный опыт предупреждения случайной гибели дельфинов от рыбацких сетей работал у нас, нормы и требования должны быть закреплены на законодательном уровне.
«Сами рыбаки закупкой специальных тралов и сетей заниматься не будут. Во-первых, надо обязывать это делать рыболовецкие компании. А во-вторых, надо строго следить за исполнением всех инструкций. – говорит Сергей Чупин.- Например, в Норвегии перед выходом судна на промысел инспекторы экологической службы тщательно проверяют его и не выпустят в море, пока не удостоверятся, что все соответствует инструкциям. И в морях вокруг Европы проблема гибели млекопитающих в сетях решена, так как законодательно рыбаки имеют право применять сети только определенного вида. А у нас всю ценную рыбу уже подчистую выгребли, и кто сегодня будет без особого контроля думать о безопасности краснокнижных созданий - большой вопрос. Море пустое, и никому дела до этого нет».
По всей видимости, эта проблема в Украине действительно никого, кроме общественных экологических организаций, не волнует. Например, в Рескомприроды очень удивились, когда мы озвучили случившийся на восточном побережье Крыма факт гибели огромного количества азовок.
«Я впервые от вас слышу об этой проблеме», – заявил госинспектор по охране окружающей природной среды Рескомприроды Василий Воронов. – «К сожалению, никаких нормативных актов для урегулирования этого вопроса на сегодняшний день не существует».
Так может, пришла пора ими обзавестись? По тому, как из года в год гибнут редкие морские животные, а в нашем государстве не обсуждаются даже проекты нормативных актов, направленных на их защиту, можно и нужно судить о «профессионализме», чувстве ответственности и морали наших чиновников, и о степени влиятельности экологической общественности, и об уровне цивилизованности населения в целом. Но менять ситуацию надо, причем немедленно.
Ольга Сафонцева, «Центр»
0 коммент.:
Отправить комментарий