3 августа 2010 г.

Минприроды потакает браконьерам?

Специалисты утверждают, что министерство не докладывает прокуратуре о всех фактах нарушений, связанных с дельфинариями

"Вечерка" неоднократно писала о том, что в Украине полным ходом проходит экспансия коммерческих дельфинариев. В конце весны мы сообщали, что экологи бьют в набат из-за того, что в дельфинариях с животными ужасно обращаются (статья "Дельфины приплыли" в номере от 27 мая), а за несколько дней инициировали общий с экологами рейд в дельфинарий, во время которого факты, наведенные природозащитниками, полностью подтвердились (материал от 2 июня "Ничего не добьетесь - это Украина"). Мы говорили, что будем продолжать следить за этой темой, следовательно - выполняем свое обещание. Теперь корреспондент "Вечерки" обратился с несколькими вопросами (с ними можно ознакомиться ниже) к Минприроды, однако ответ на них так и не получил. Вместо этого, нас перенаправили в Государственную экологическую инспекцию в г. Киеве, даже дали номера телефонов, однако там со среды и вплоть до понедельника никто не брал трубку. Поэтому наши вопросы пока еще остаются без ответов.

- Дельфинарии в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове да еще несколько в Крыму предлагают свои услуги, - говорит Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого-культурного центра. - Якобы, здесь ничего такого экологически неприемлемого нет. Агитаторы приглашают взрослых и детей, рассказывают о преимуществах нового метода лечения – так называемой дельфинотерапии, устраивают бесплатные туры. А средства массовой информации как в столице Украины, так и в других городах рассказывают о детях, которые с большой радостью посещают дельфинарии и купаются вместе с дельфинами.

Однако у меня как у эколога возникает очень много вопросов. Во-первых, откуда берутся дельфины сразу для такого количества дельфинариев? Известно, что в Украине все три вида дельфинов занесены в Красную книгу. Для коммерческой цели используют чаще всего афалину – редкий вид, занесенный в Красную книгу Украины. То есть, ловить его в нашей стране запрещено.

Несколько лет назад коммерсанты под видом спасения якобы больных дельфинов, которые попадали в рыболовные сети, организовывали вылов этих морских животных для дельфинариев. И это отвратительное действо покрывалось Министерством природы, которое выдавало соответствующие разрешения, как я понимаю, не без финансового вознаграждения. Киевскими экологическими организациями были проведены пресс-конференции, пикетирования Минприроды, следовательно министерство отказалось от этой деятельности: чиновники испугались, поняли, что своя рубашка ближе к телу. Тогда был введен мораторий на подобную деятельность. Поэтому добывание дельфинов в Украине исключено. Соседняя страна, которая могла бы продавать дельфинов Украине, - это Россия. Однако там эти млекопитающие также занесены в Красную книгу, более того, они охраняются Международной конвенцией по торговле редкими видами (СИТЕС), потому на каждую такого животного должны быть соответствующие документы. Ни у одного из дельфинариев таких документов нет. И вообще, ни на одного из дельфинов, которых содержат в украинских дельфинариях, в частности и в Киеве, такие документы отсутствуют. Непонятно, откуда же появились дельфины?

Третий возможный путь – рождение дельфинов в неволе. Так, например, в зоопарках рождаются тигры, медведи, слоны и тому подобное. Однако дельфины, в отличие от зоопарковских животных, в неволе практически не рождаются. Исключением может быть случай, если поймают беременную дельфиниху и она родит уже в дельфинарии. Да и то, смертность новорожденных дельфинчиков очень высока. Поэтому даже подумать нельзя о том, что где-то коммерсанты наладили таким образом «производство» дельфинов в неволе.

Поэтому вывод может быть таким. Или это дельфины, добытые путем браконьерства, или контрабандные. Поскольку перевезти такое животное через таможню достаточно сложно, то, скорее всего, в дельфинариях эксплуатируют браконьерских дельфинов. То есть у нас в Украине существует целый флот браконьеров, которые специализируются на добыче осетровых в Черном море, и, наверно, среди них есть умельцы, которые ловят дельфинов. Тем более, что их особенно и ловить не нужно – они сами попадают в сетки браконьеров, поставленные на рыбу. Таких просто переправляют в дельфинарии. Возможно, там уже существует система, которая, к сожалению, никем не отслежена, и орган Минприроды этим не занимается. И вот именно благодаря этой настроенной системе и существует такой коммерческий рынок украинских дельфинов.

Хуже всего в этой ситуации то, что органы Минприроды, руководство которой постоянно изменяется, не могут нормально проанализировать ситуацию и закрыть все эти дельфинарии. Неоднократно общественные организации Украины обращались в Минприроды с жалобами, рассказывали о том, что в этих коммерческих заведениях нет соответствующих разрешений на дельфинов, что содержание дельфинов незаконное, что при содержании нарушаются нормы закона о защите животных от жестокого поведения и тому подобное. Но Минприроды никогда не доводило дело до конца, поскольку туда приходил новый начальник, у него всегда были новые указания. Возможно, коммерсанты откупались. Но так или иначе, дельфинарии и дальше существуют.

Поэтому, как по мне, единственный способ борьбы с коммерческими дельфинариями – убедить граждан Украины, в частности и киевлян, не посещать эти заведения, саботировать их посещение, не приходить и не платить деньги. И тогда коммерсантам будет невыгодно заниматься этим черным бизнесом.

Должен прибавить, что кроме нанесения коммерсантами вреда природе, поскольку они эксплуатируют редких краснокнижных животных, последних еще и жестоко содержат, в нарушение закона о защите животных от жестокого поведения, поскольку в природе дельфины живут 40-50 лет, а в дельфинариях – лишь 3-4, то есть в десять раз меньше. Во-вторых, в природе дельфины привыкли плавать по 50-100 километров в сутки. В дельфинариях, понятно, таких расстояний они преодолевать не могут, в результате чего нарушается весь их жизненный цикл. В природе дельфины постоянно ловят рыбу, в дельфинариях же их кормят лишь несколько раз в сутки, причем не живой, а мороженой рыбой. В природе дельфины живут очень социальными стаями – в них есть и папа, и мама, и малыши, о которых взрослые животные заботятся. В дельфинариях же дельфины скучают, поскольку существуют в одиночестве. У этих млекопитающих есть специальные «приборы» - сонары, эхолокаторы, по которым они ориентируются в воде. Однако одно дело, когда это происходит в море, и совсем другое – в ограниченном пространстве. В результате дельфины сходят с ума из-за того, что звуки сонаров возвращаются к ним. Я уже не говорю о том, что вода в бассейнах не соответствует нормам морской, что коммерсанты ради того, чтоб тратить меньше денег на очистку воды, добавляют в нее хлор, из-за чего дельфины часто получают ожоги и повреждают глаза. Следует прибавить, что все эти разнообразные водные аттракционы просто мучают дельфинов, поскольку они, например, в Одессе, работают по несколько раз в сутки, и даже ночью. Известны случаи, когда дельфины из-за психического состояния выходили из-под контроля и нападали на своих дрессировщиков и людей, которые купались в бассейне вместе с ними, и ломали им позвоночники – ведь дельфин весит несколько сотен килограммов. В последний раз такое случилось в этом году в Северной Америке. Поэтому эти аттракционы опасны.

Относительно дельфинотерапии – то это также сомнительное дело, ведь по этому поводу нет серьезных научных исследований, которые доказывали бы улучшение состояния больных. С другой стороны, следует помнить, что животные живут в дельфинариях длительное время, они испражняются в бассейны, потому люди, в том числе и дети, которые купаются с животными, могут заразиться разнообразными глистами и сальмонеллой. И поскольку воду меняют не слишком часто, да и в бассейне ее не так много, люди купаются в испражнениях дельфинов, что с точки зрения гигиены вредно. О какой дельфинотерапии можно говорить, если само животное находится в стрессовом состоянии? Конечно, определенные позитивные моменты существуют в общении человека с любым животным. Но это животное, тот же кот, собака, конь должны быть в хорошем настроении, здоровые, откормленные. Если же животное замучено, то никакой терапии быть не может. Поэтому предупреждаю об опасности наивных людей, которые отдают свои деньги этим «дельфинотерапевтам», - кроме загрязненной воды, возможности заражения сальмонеллой и другими паразитами не исключены еще и нанесение шокового удара самим дельфином ребенку или больному взрослому.

Поэтому, по моему мнению, было бы замечательно, если бы в один прекрасный момент все эти дельфинарии закрылись из-за того, что люди прекратили туда ходить.

Относительно бездеятельности правоохранительных органов, то Минприроды не докладывает прокуратуре о всех этих фактах нарушений, связанных с дельфинариями. У прокуратуры есть свой ценз – она занимается крупными нарушениями, а невыполнение закона о жестоком обращении с животными нельзя аргументировать деньгами. То, что нет разрешений на редких животных, – факт. Однако заявку о передаче дел в прокуратуру должно делать Минприроды, поскольку именно министерство проводило проверки. Общественные организации не допускали к таким проверкам. Поэтому имеется бездеятельность природоохранных государственных органов. И получается, что Минприроды потакает браконьерам.

Татьяна Федорчук, Вечерний Киев

0 коммент.:

Отправить комментарий