Вот уже почти год в поле зрения защитников природы во всём мире находится маленький рыбацкий поселок Тайдзи в Японии. Ежегодно там загоняют в бухту и убивают на мясо дельфинов. Речь идёт не только о защите животных, но и о защите людей: оказывается, отравленное ртутью мясо дельфинов продаётся ничего не подозревающим японцам под видом китового мяса.
Процесс бойни был заснят для фильма «Бухта» (The Cove), получившего «Оскар». Его выход в японский прокат вызвал официальную реакцию протеста.
Процесс бойни был заснят для фильма «Бухта» (The Cove), получившего «Оскар». Его выход в японский прокат вызвал официальную реакцию протеста.
Предыстория конфликта, в котором с одной стороны оказались японские ультраправые и, по большому счёту, «умеренно поддержавшее» их правительство, с другой — создатели фильма «Бухта» и международное экологическое движения, такова. В 2009 году документальный фильм американского режиссёра Луи Психойоса «Бухта» получил «Оскара» как лучшая документальная картина. Протесты в Японии начались тогда, когда фильм вышел в прокат в этой стране. Всё бы хорошо, только в фильме негативно трактуется промысел дельфинов — национальная традиция японцев — и съёмки велись в бухте Тайдзи скрытой камерой. Эти факты больше всего взбесили японских националистов. Правительство же Японии, судя по всему, задело главным образом утверждение авторов фильма, что мясо дельфинов-бутылконосов, забой которых в Тайдзи и был снят, продаётся официально в японских магазинах под видом китового мяса, при этом оно содержит зашкаливающее количество ртути, и его потребление в пищу опасно для здоровья.
Началось всё с того, что съёмка велась без разрешения. Местные власти Тайдзи запретили снимать бойню в бухте на плёнку, поэтому съёмки велись скрытой камерой, в том числе под водой. По японскому законодательству Психойосу и прочим причастным к съёмкам лицам грозит уголовная ответственность, если они приедут в Японию. С другой стороны, экологи и авторы фильма обвинили Японию в том, что она не поддерживает международную конвенцию по запрету китобойного промысла.
Началось всё с того, что съёмка велась без разрешения. Местные власти Тайдзи запретили снимать бойню в бухте на плёнку, поэтому съёмки велись скрытой камерой, в том числе под водой. По японскому законодательству Психойосу и прочим причастным к съёмкам лицам грозит уголовная ответственность, если они приедут в Японию. С другой стороны, экологи и авторы фильма обвинили Японию в том, что она не поддерживает международную конвенцию по запрету китобойного промысла.
Оказывается, что нет, как раз поддерживает, только в Японии существует солидная квота на изъятие дельфинов-бутылконосов из среды обитания (даже в заповедниках, а в Тайдзи как раз национальный парк) для поставки в дельфинарии, а также для экспериментов, даже если эти эксперименты могут закончиться летальным исходом для особи. При этом закон не запрещает в случае летального исхода коммерческое использование останков, если они соответствуют санитарным нормам. В Тайдзи действительно небольшую часть дельфинов после загона в бухту изъяли для дельфинариев, после чего последовали «эксперименты», показанные в фильме во всех подробностях. Поскольку исход таких экспериментов может быть только один, мясо дельфинов невозбранно поступает в торговлю в соответствии с законом.
О том, что правоохранительные органы Японии ведут с населением «профилактические беседы» насчет происходящего, свидетельствует то, что многие жители Тайдзи отказываются разговаривать с западными журналистами, если речь идет о дельфинах. На все остальные вопросы они отвечают охотно. А те японцы, которых показали в фильме, тут же объявили, что они не знали, с какой целью их снимали, и что их дезинформировали. Многие японцы были в шоке от натуралистичных сцен в фильме, однако не считают, что такую охоту на дельфинов нужно прекратить. Объяснение одно: это часть традиции.
С самим фактом жестокой бойни дельфинов, натуралистично показанной в фильме, вроде бы все ясно. Промысел дельфинов существует не только в Японии. Несмотря на то что авраамические религии и европейская культура к убийству дельфина относятся не очень хорошо (хуже, по крайней мере, чем к убийству кита), промысел дельфинов сохранился на Фарерских островах, до относительно недавнего времени на дельфинов в Чёрном море охотились СССР и Турция.
В Японии ежегодный загон в бухту Тайдзи дельфинов при помощи шумовых устройств и последующая резня их в бухте — часть многовековой традиции, поскольку в древние времена мясо китов и дельфинов было наиболее доступным белковым продуктом, а в годы Второй мировой войны и сразу после неё китовое и дельфинье мясо спасало японцев от голодной смерти. В Тайдзи, несмотря на то что большинство японцев китовое и дельфинье мясо едят только из большой необходимости, мясо дельфинов является традиционной пищей. Таким образом, внушать японцам сострадание к разумным обитателям моря бесполезно: для них это пища и ничто другое. Вопрос в самодурстве японских властей, которые, чтобы сохранить традицию, травят своих же собственных граждан мясом с ртутью.
Мясо дельфина и по своим вкусовым качествам, и по питательной ценности хуже китового. Это при том, что и китовое мясо в современной Японии большой популярностью не пользуется из-за специфического запаха и привкуса и большой жирности. Мясо дельфина обладает стойким резким запахом, более сильным, чем у мяса кита. И, что самое главное, если у кита вредные вещества, которыми человек загрязняет море, накапливаются преимущественно в печени, то у дельфина — в мясе. Однако китовое мясо теперь стало редкостью, поскольку международные нормы по защите китов значительно более жёсткие, чем в случае с дельфинами, хоть они и относятся к одному отряду. Поэтому, учитывая, что цены на китовое мясо взлетели, стало выгодно продавать мясо дельфинов под видом китового.
По большому счёту, японское правительство молчаливо признало, что обманывает своих потребителей, поскольку не опровергало факта продажи одного под видом другого. Оно яростно опровергает другой факт: что в дельфиньем мясе содержится повышенное количество ртути.
Правительственное исследование в Тайдзи показало, что у жителей посёлка действительно повышенное содержание ртути в организме, однако официальные лица заявили, что исследование не было связано с фильмом и что наличие ртути в волосах у местных жителей тоже не связано с употреблением дельфиньего мяса. В конце концов всё объяснили тем, что в посёлке кроме дельфинов едят ещё и китов гринда — в ограниченных количествах, — а у них действительно в печени откладывается ртуть. При этом власти забывают о том, что ещё недавно дельфинье мясо прекратили поставлять в школьные столовые именно из-за высокого уровня ртути.
Вскоре выяснилось, что учёные ещё раньше проводили исследования, которые показали, что в мясе дельфинов-бутылконосов кроме ртути достаточно других вредных веществ. Всё дело в том, что воды вокруг Японии местная промышленность превратила в огромный сточный резервуар, в котором можно найти всю таблицу Менделеева. Отказываться же есть отравленных дельфинов — значит, и традицию нарушить, и от дополнительного источника доходов отказаться.
В России, кстати, опыт подобной подмены продукции уже был. Ещё недавно в магазинах можно было встретить «Топлёное масло норвежское», которое было изготовлено из жира дельфинов, китов и тюленей, добытых на Фарерских островах. Масло было ароматизировано под топлёное сливочное, так что характерный запах становился различимым только при тепловой обработке. При этом на Фарерских островах у населения тоже выявлен повышенный уровень ртути в организме, и учёные связывают это как раз с употреблением перечисленных сортов мяса.
Роман Мамчиц, "Частный корреспондент"
Роман Мамчиц, "Частный корреспондент"
1 коммент.:
Просмотрел с удовольствием. Спасибо
Отправить комментарий