Афалина - искусный ныряльщик, она легко заныривает на глубины 100-200 метров, поэтому при загоне ее в аломан применяются определенные уловки.
Рыбацкие суда, как только обнаруживают стадо дельфинов, начинают его преследовать. Операцией руководит бригадир, остальные суда беспрекословно выполняют все его команды. Основная задача - прижать дельфинов к берегу на мелководье. Как только это достигнуто, заранее назначенное судно высыпает кошелек, а остальные суда загоняют в него стадо. К этому времени вокруг аломана выстраиваются лодки с гребцами. Гребцы в лодках стучат под водой металлическими предметами ("телефон"), пугая животных и не дают им уйти из аломана*.
В 1966 году проведено два отлова животных.
В первый отлов было сделано три замета, прежде чем были пойманы дельфины. 18 июня в районе Б.Утриша, между Новороссийском и Анапой, группа афалин, примерно 15 животных, ушла из окружения судов и лодок в открытое море.
Второй замет был сделан 19 июня в районе Керчи и тоже неудачно. Рыбаки не уследили за течением, аломан сложило и запутало, дельфины ушли.
Третий замет был сделан 21 июня в районе Алушты. Рыбаки окружили сетью часть стада афалин в 9 голов. Применяя традиционную систему "телефона" рыбакам удавалось удержать стадо в центре аломана. Когда стали выбирать сеть на палубу, сильное течение сложило ее и семь дельфинов один за другим запутались в подводную часть сетевой стенки аломана и захлебнулись.
Таким образом, было отловлено два дельфина, из которых один был сильно травмирован.
Второй отлов дельфинов проводился в районе Новороссийск-Гагра с 23 по 30 июля. Из-за сильного волнения на море долго не могли обнаружить дельфинов. 30 июля, в полдень, примерно в 2-х милях от пос. Лазаревское удалось заметить стадо афалин, примерно 30-40 голов. Рыбаки постепенно подогнали их к берегу и окружили сетью на 40-метровой глубине. Как только рыбаки стали "выбирать" сеть, им было дано указание растягивать ее с внешней стороны, чтобы течение не "сложило" её, как в первом отлове.
В аломане оказалось 33 животных. 10 погибли сразу в момент "подсушки" кошелька, а 23 дельфина удалось поднять на палубу.
Выбор и перемещение дельфинов из аломана на корабль.
Все существующие методы отлова дельфинов рассчитаны на промысел, то есть забой животных сразу после подъема их на корабль.
Для проведения экспериментальной работы необходимы совершенно здоровые животные, поэтому большой процент травмирования при отлове, точнее при выборе из аломана (переломы челюстей, разрывы наружного дыхательного клапана, ушибы, залив легких и проч.) крайне нежелательны. Поэтому изъятие дельфинов из аломана является главным моментом в процессе отлова животных.
Под дельфинов подводят специальные носилки и по одному поднимают их на палубу. Носилки делаются из сетевого мелкоячеистого капронового полотна, насаживаемого на дюралевые трубы. Внутри труб пропускаются капроновые канаты. Носилки стропятся за эти канаты выносной стрелой ТХС. На полотно носилок кладется мягкая подстилка - тонкий поролон для предохранения нежной кожи дельфина от повреждений.
Такая методика выбора из аломана применялась при первом отлове, когда в нем находилось два живых делъфина. Захлебнувшиеся дельфины поднимались на палубу стрелой, застропленные за хвост сразу по два.
Во втором отлове, когда в аломане было много живых животных применялись два способа перемещения дельфинов на корабль. Некрупных животных поднимали на носилках. Животных весом свыше 250 кг стропили мягким канатом за хвост.
Транспортировка.
Содержание животных на палубе судна во время перевозки от места отлова до экспериментальной базы - очень важный и ответственный этап работы.
Главным условием успешной транспортировки является создание оптимальных условий для теплорегуляции животного. Длительное нахождение дельфина на воздухе приводит к гибели. Это объясняется не только низкой теплопроводностью воздуха, что вызывает перегрев и тепловой удар в теплое время года буквально через несколько часов, но и из-за нарушения деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы. Последнее происходит из-за нарушения "практической невесомости" на суше и сдавливания грудной клетки весом животного, а также сильного ссыхания кожи, сморщивания и шелушения эпидермиса. Поэтому наличие воды при транспортировке совершенно необходимо.
После отлова, дельфинов надо по возможности изолировать или ограничивать в действиях, так как временами среди них вспыхивает паника, и они начинают биться, не только сдирая о стенки ванны тонкую кожу, особенно на рыле, но нанося друг другу мощные удары своим хвостом.
Вторым существенным моментом является то, что во время такой паники, так и в спокойной обстановке, даже при самом добросовестном и круглосуточном наблюдении, трудно предотвратить заливание дельфинов водой.
Первая транспортировка дельфинов в сезоне 1966 года, когда перевозились по морю два дельфина афалина, - продолжалась 52 часа.
Животные были помещены в бортовые ванны и подвешены в них на капроновых лямках. Ванны были выстланы поролоном, а сверху покрыты полиэтиленовой пленкой для уменьшения трения о поролон. На выступающие из воды участки тела дельфинов были сделаны марлевые накидки для увеличения теплоотдачи.
Для одной из афалин длиной 275 см бортовая ванна оказалась мала и она висела в ней изогнувшись.
Было установлено круглосуточное дежурство, во время которого проводилось наблюдение за поведением животных, каждый час помпой менялась вода в ваннах, фиксировалась температура воздуха, температура воды в ваннах, частота дыхания.
Оба животных были замаркированы: на стебли хвоста одеты резиновые манжеты с номерами 1 и 2.
За время транспортировки поведение их резко отличалось:
№ 2 как правило дышал очень аритмично (от 8 до 24 раз за 5 мин.), с хрипом. Вздрагивал всем телом при прикосновении к нему руками или в момент смены марлевой накидки на спине. Кожа его была горячей, несмотря на то, что он все время находился в воде. К концу перевозки стал часто заваливаться на бок, резко пищать, дыхание хриплое, с "прихлюпыванием". Затем стал непрерывно свистеть, задерживать дыхание до 4-х минут. Приходилось постоянно поправлять ему голову, чтобы дыхало не заливалось водой. Частота дефекации ненормальная.
Дельфин № 1 весь переезд был очень спокоен, лежал большей частью с закрытыми глазами, дышал очень ритмично. Количество выдохов-вдохов колебалось от 6 до 17 за 5 мин, под конец переезда оно стабилизировалось и выше 12 за 5 мин не поднималось. Постоянно пытался делать плавательные движения. Задерживал дыхание до 1.5 мин. Частота дефекации нормальная.
За время второй транспортировки, которая длилась 9 часов, перевозилось 23 дельфина-афалины. В этом случае в основном применялся "полуводный" способ транспортировки, так как для такого количества животных не хватило бортовых ванн судна. Звери помещали на палубных проходах на поролоне, толщиной 12-20 см, на резиновых матрасах и резиновых лодках.
Звери, находящиеся в ваннах, были подвешены на гамаках, а лежащие на "мягких подстилках" покрыты марлей, постоянно морской водой смачивали кожу животных.
За время переезда велись наблюдения за поведением животных, были сделаны промеры зверей, произведено взвешивание их, замерялась частота дыхания, пульса, проводилась термометрия, снята электро-кардиограмма с № 09, проводилась маркировка: широкополосная резина, на которой несмываемой в морской воде краской стоит порядковый номер, одевалась на хвостовой стебель. Тем животным, которым не хватило резинок, цифровое клеймо процарапывалось на эпидермисе кожи спинного и грудного плавников. Как выяснилось, это наиболее удобный способ маркировки животных. Видимо для лучшего различения в воде, надо применять разноцветную окраску спинного плавника.
В 21 час вечера, когда уже совсем стемнело, началась перегрузка дельфинов в вольер. Сильное течение не давало возможности судну подойти вплотную к вольеру. Дельфинов с палубы стали перемещать на плот, устланный поролоном. Носилки с дельфинами стропились за выносную стрелу судна и опускались на поролон плота.
При перемещении дельфина № 1 лопнула веревка носилок и дельфин упал с 2.5 метровой высоты на правый бок. Однако после помещения его в вольер, он вынырнул через 30 сек, и сделал свой первый выдох - вдох. Очевидно поролон сильно смягчил удар и дельфин благодаря этому остался жить.
Дельфин № 2 поступил на палубу корабля из аломана уже в плохом состоянии. После его помещения в вольер он так и не вынырнул на поверхность. Произведенное посмертное вскрытие показало обширное травматическое кровоизлияние в оба полушария мозга.
Основной причиной смерти дельфинов в вольере был травматизм, который имел место при отлове; во время первого отлова от травм погибло одно животное, а в результате второго - три. Данные вскрытия подтвердили это предположение.
При перемещении двух дельфинов в вольер, пойманных в результате первого отлова, один из них после погружения в воду так и не всплыл на поверхность. Вскрытие полостей черепа, проведенное на следующий день, показало обширное субарахноидальное кровоизлияние верхнетеменной, височной и отчасти затылочной областей левого полушария. Вскрытые пазухи и боковые желудочки содержали в обилии кровь без сгустков. Очаги кровоизлияния определялись и в правом полушарии. Мозжечок почти чист.
Другой дельфин, из второй отловленной партии, погиб от сильного удара, полученного при перемещении с аломана на судно. Вскрытие показало воспаление правого легкого, которое было черного цвета. Из дыхала, глазниц, рта обильно текла кровь.
В двух других случаях предполагаемой причиной смерти явились гнойный абсцесс грудных плавников и сепсис. Это могло быть результатом неправильной транспортировки, когда животное кладется на грудь на мягкую подстилку, под плавниками образуются пролежни, нарушается кровообращение, происходит омертвение участков тела.
Остальные 11 дельфинов погибли в период с 18 по 31 августа…
Рыбацкие суда, как только обнаруживают стадо дельфинов, начинают его преследовать. Операцией руководит бригадир, остальные суда беспрекословно выполняют все его команды. Основная задача - прижать дельфинов к берегу на мелководье. Как только это достигнуто, заранее назначенное судно высыпает кошелек, а остальные суда загоняют в него стадо. К этому времени вокруг аломана выстраиваются лодки с гребцами. Гребцы в лодках стучат под водой металлическими предметами ("телефон"), пугая животных и не дают им уйти из аломана*.
В 1966 году проведено два отлова животных.
В первый отлов было сделано три замета, прежде чем были пойманы дельфины. 18 июня в районе Б.Утриша, между Новороссийском и Анапой, группа афалин, примерно 15 животных, ушла из окружения судов и лодок в открытое море.
Второй замет был сделан 19 июня в районе Керчи и тоже неудачно. Рыбаки не уследили за течением, аломан сложило и запутало, дельфины ушли.
Третий замет был сделан 21 июня в районе Алушты. Рыбаки окружили сетью часть стада афалин в 9 голов. Применяя традиционную систему "телефона" рыбакам удавалось удержать стадо в центре аломана. Когда стали выбирать сеть на палубу, сильное течение сложило ее и семь дельфинов один за другим запутались в подводную часть сетевой стенки аломана и захлебнулись.
Таким образом, было отловлено два дельфина, из которых один был сильно травмирован.
Второй отлов дельфинов проводился в районе Новороссийск-Гагра с 23 по 30 июля. Из-за сильного волнения на море долго не могли обнаружить дельфинов. 30 июля, в полдень, примерно в 2-х милях от пос. Лазаревское удалось заметить стадо афалин, примерно 30-40 голов. Рыбаки постепенно подогнали их к берегу и окружили сетью на 40-метровой глубине. Как только рыбаки стали "выбирать" сеть, им было дано указание растягивать ее с внешней стороны, чтобы течение не "сложило" её, как в первом отлове.
В аломане оказалось 33 животных. 10 погибли сразу в момент "подсушки" кошелька, а 23 дельфина удалось поднять на палубу.
Выбор и перемещение дельфинов из аломана на корабль.
Все существующие методы отлова дельфинов рассчитаны на промысел, то есть забой животных сразу после подъема их на корабль.
Для проведения экспериментальной работы необходимы совершенно здоровые животные, поэтому большой процент травмирования при отлове, точнее при выборе из аломана (переломы челюстей, разрывы наружного дыхательного клапана, ушибы, залив легких и проч.) крайне нежелательны. Поэтому изъятие дельфинов из аломана является главным моментом в процессе отлова животных.
Под дельфинов подводят специальные носилки и по одному поднимают их на палубу. Носилки делаются из сетевого мелкоячеистого капронового полотна, насаживаемого на дюралевые трубы. Внутри труб пропускаются капроновые канаты. Носилки стропятся за эти канаты выносной стрелой ТХС. На полотно носилок кладется мягкая подстилка - тонкий поролон для предохранения нежной кожи дельфина от повреждений.
Такая методика выбора из аломана применялась при первом отлове, когда в нем находилось два живых делъфина. Захлебнувшиеся дельфины поднимались на палубу стрелой, застропленные за хвост сразу по два.
Во втором отлове, когда в аломане было много живых животных применялись два способа перемещения дельфинов на корабль. Некрупных животных поднимали на носилках. Животных весом свыше 250 кг стропили мягким канатом за хвост.
Транспортировка.
Содержание животных на палубе судна во время перевозки от места отлова до экспериментальной базы - очень важный и ответственный этап работы.
Главным условием успешной транспортировки является создание оптимальных условий для теплорегуляции животного. Длительное нахождение дельфина на воздухе приводит к гибели. Это объясняется не только низкой теплопроводностью воздуха, что вызывает перегрев и тепловой удар в теплое время года буквально через несколько часов, но и из-за нарушения деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы. Последнее происходит из-за нарушения "практической невесомости" на суше и сдавливания грудной клетки весом животного, а также сильного ссыхания кожи, сморщивания и шелушения эпидермиса. Поэтому наличие воды при транспортировке совершенно необходимо.
После отлова, дельфинов надо по возможности изолировать или ограничивать в действиях, так как временами среди них вспыхивает паника, и они начинают биться, не только сдирая о стенки ванны тонкую кожу, особенно на рыле, но нанося друг другу мощные удары своим хвостом.
Вторым существенным моментом является то, что во время такой паники, так и в спокойной обстановке, даже при самом добросовестном и круглосуточном наблюдении, трудно предотвратить заливание дельфинов водой.
Первая транспортировка дельфинов в сезоне 1966 года, когда перевозились по морю два дельфина афалина, - продолжалась 52 часа.
Животные были помещены в бортовые ванны и подвешены в них на капроновых лямках. Ванны были выстланы поролоном, а сверху покрыты полиэтиленовой пленкой для уменьшения трения о поролон. На выступающие из воды участки тела дельфинов были сделаны марлевые накидки для увеличения теплоотдачи.
Для одной из афалин длиной 275 см бортовая ванна оказалась мала и она висела в ней изогнувшись.
Было установлено круглосуточное дежурство, во время которого проводилось наблюдение за поведением животных, каждый час помпой менялась вода в ваннах, фиксировалась температура воздуха, температура воды в ваннах, частота дыхания.
Оба животных были замаркированы: на стебли хвоста одеты резиновые манжеты с номерами 1 и 2.
За время транспортировки поведение их резко отличалось:
№ 2 как правило дышал очень аритмично (от 8 до 24 раз за 5 мин.), с хрипом. Вздрагивал всем телом при прикосновении к нему руками или в момент смены марлевой накидки на спине. Кожа его была горячей, несмотря на то, что он все время находился в воде. К концу перевозки стал часто заваливаться на бок, резко пищать, дыхание хриплое, с "прихлюпыванием". Затем стал непрерывно свистеть, задерживать дыхание до 4-х минут. Приходилось постоянно поправлять ему голову, чтобы дыхало не заливалось водой. Частота дефекации ненормальная.
Дельфин № 1 весь переезд был очень спокоен, лежал большей частью с закрытыми глазами, дышал очень ритмично. Количество выдохов-вдохов колебалось от 6 до 17 за 5 мин, под конец переезда оно стабилизировалось и выше 12 за 5 мин не поднималось. Постоянно пытался делать плавательные движения. Задерживал дыхание до 1.5 мин. Частота дефекации нормальная.
За время второй транспортировки, которая длилась 9 часов, перевозилось 23 дельфина-афалины. В этом случае в основном применялся "полуводный" способ транспортировки, так как для такого количества животных не хватило бортовых ванн судна. Звери помещали на палубных проходах на поролоне, толщиной 12-20 см, на резиновых матрасах и резиновых лодках.
Звери, находящиеся в ваннах, были подвешены на гамаках, а лежащие на "мягких подстилках" покрыты марлей, постоянно морской водой смачивали кожу животных.
За время переезда велись наблюдения за поведением животных, были сделаны промеры зверей, произведено взвешивание их, замерялась частота дыхания, пульса, проводилась термометрия, снята электро-кардиограмма с № 09, проводилась маркировка: широкополосная резина, на которой несмываемой в морской воде краской стоит порядковый номер, одевалась на хвостовой стебель. Тем животным, которым не хватило резинок, цифровое клеймо процарапывалось на эпидермисе кожи спинного и грудного плавников. Как выяснилось, это наиболее удобный способ маркировки животных. Видимо для лучшего различения в воде, надо применять разноцветную окраску спинного плавника.
В 21 час вечера, когда уже совсем стемнело, началась перегрузка дельфинов в вольер. Сильное течение не давало возможности судну подойти вплотную к вольеру. Дельфинов с палубы стали перемещать на плот, устланный поролоном. Носилки с дельфинами стропились за выносную стрелу судна и опускались на поролон плота.
При перемещении дельфина № 1 лопнула веревка носилок и дельфин упал с 2.5 метровой высоты на правый бок. Однако после помещения его в вольер, он вынырнул через 30 сек, и сделал свой первый выдох - вдох. Очевидно поролон сильно смягчил удар и дельфин благодаря этому остался жить.
Дельфин № 2 поступил на палубу корабля из аломана уже в плохом состоянии. После его помещения в вольер он так и не вынырнул на поверхность. Произведенное посмертное вскрытие показало обширное травматическое кровоизлияние в оба полушария мозга.
Основной причиной смерти дельфинов в вольере был травматизм, который имел место при отлове; во время первого отлова от травм погибло одно животное, а в результате второго - три. Данные вскрытия подтвердили это предположение.
При перемещении двух дельфинов в вольер, пойманных в результате первого отлова, один из них после погружения в воду так и не всплыл на поверхность. Вскрытие полостей черепа, проведенное на следующий день, показало обширное субарахноидальное кровоизлияние верхнетеменной, височной и отчасти затылочной областей левого полушария. Вскрытые пазухи и боковые желудочки содержали в обилии кровь без сгустков. Очаги кровоизлияния определялись и в правом полушарии. Мозжечок почти чист.
Другой дельфин, из второй отловленной партии, погиб от сильного удара, полученного при перемещении с аломана на судно. Вскрытие показало воспаление правого легкого, которое было черного цвета. Из дыхала, глазниц, рта обильно текла кровь.
В двух других случаях предполагаемой причиной смерти явились гнойный абсцесс грудных плавников и сепсис. Это могло быть результатом неправильной транспортировки, когда животное кладется на грудь на мягкую подстилку, под плавниками образуются пролежни, нарушается кровообращение, происходит омертвение участков тела.
Остальные 11 дельфинов погибли в период с 18 по 31 августа…
--------
0 коммент.:
Отправка комментария