13 октября 2009 г.

Дельфинарии - гуманитарная проблема людей с тяжелыми последствиями для животных

      Подходит к концу второй год с того времени, как в Украине запрещен вылов дельфинов. В начале 2008 года состоялась встреча общественности с Министерством охраны окружающего природного среды Украины, после которой, собственно, и внедрен трехлетний мораторий на изъятие дельфинов в территориальных водах Украины.
      Со временем на законодательном уровне было запрещено и коммерческое использование животных, занесенных в Красную книгу Украины. С того времени количество дельфинариев в стране практически удвоилась. Они появились в Киеве, Харькове, Днепропетровске, к концу года планируется открытие также во Львове и Донецке.
      Общественные природоохранные организации начали кампанию против коммерческого использования дельфинов, организовав противодействие во всех городах.
Руководство дельфинариев ответило на это довольно грубыми поступками против общественности. Попробуем разобраться, почему общественность так волнуется за дельфинов, а бизнесмены - за дельфинарии.
Все виды дельфинов, которые встречаются на территории Украины (афалина, белобочка и азовка), включены в Красную книгу. Кроме того, они предохраняются Международной Красной Книгой, Красной книгой Черного моря и Конвенцией об охране китообразных, которая ратифицирована в Украине. Единственный в фауне Украины вид дельфинов, который может жить в дельфинариях, афалина - не является глобально исчезающим видом в мире, однако именно в Черном море имеет наиболее подорванную популяцию.
Пропагандируя вред от дельфинов, как от конкурентов рыболовного промысла, в середине 20 столетия, в СССР велось умышленное уничтожение этих животных в Черном море. Подобную политику тогда подхватили и "соседи" по промыслу - Турция, Болгария и Румыния.
Вообще было уничтожено до 3 000 000 особей дельфинов. Нынешняя черноморская популяция афалины колеблется около 7 000 особей; белобочки – около 1500, азовки – около 3500. Численность дельфинов продолжает снижаться и сегодня, поскольку они массово запутываются в браконьерских сетях, после чего не могут вынырнуть, чтобы вдохнуть воздуха и неизбежно гибнут.
В таких условиях основания для прекращения действия моратория на вылов дельфинов, который уже через год должен закончиться, отсутствуют. Содержание животных и их отлов возможны лишь для реабилитации, однако, все новообразованные дельфинарии являются сугубо коммерческими проектами, а не реабилитационными центрами.
Все новообразованные дельфинарии на статус реабилитационных центров отнюдь не претендуют. Главной причиной этому есть условия содержания морских животных. Содержание дельфинов в таких дельфинариях - бассейнах, является прямым нарушением статей 7, 8 и 25 Закона Украины "О защите животных от жестокого обращения".
Согласно им: условия содержания животных должны удовлетворять их естественные нужды в пище, воде, сне, движениях, контактах с себе подобными, в естественной активности и другие потребности; содержание диких животных в неволе допускается, если созданны условия, которые соответствуют их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям. Что же мы имеем в дельфинариях?
Содержание в воде значительного количества хлора и других антисептических агентов для ее обеззараживания вызывает у дельфинов повреждения кожи и слепоту. Много дельфинариев, и особенно новообразованные, открыты не на морском побережье (Киев, Харьков, Днепропетровск; в планах - Львов, Донецк), и потому животного в них содержатся не в морской воде, а в искусственно разбавленном растворе.
В природе дельфины преодолевают в сутки до 160 км и ныряют на глубину до 200 метров. Никакой дельфинарий не способен обеспечить им такую возможность. И это не говоря о передвижных дельфинариях и емкостях, в которых перевозят дельфинов. Дно дельфинариев не похоже на морское дно по фактуре, а мороженая рыба, которой кормят дельфинов, не похожая на живую. Таким образом, дельфины лишенные возможности пользоваться своими уникальными сонарными свойствами. Кроме того, сонарные волны отражаются от плоских стен дельфинария, нанося боль дельфинам, из-за чего они практически не общаются.
Последствия "недостатков" содержания дельфинов в неволе говорят сами за себя: в неволе афалина живет в среднем 3-5 лет, в природе - до 25-30 лет. Размножение дельфинов в неволе - большая редкость. Ряд стран мира, например, Британия, Канада, Бразилия и часть штатов США запретили дельфинарии как заведения, которые не соответствуют жизненным потребностям дельфинов.
С другой стороны, дельфинарии является очень прибыльным бизнесом. Стоимость их посещения является довольно высокой и может быть достойно противопоставлена циркам и театрам. Интересно, что сейчас дельфинарии предоставляют и другие услуги, этическую сторону которых тяжело прокомментировать. Это, например, купание с дельфинами (в Киевских дельфинариях стоимость услуги колеблется в пределах 300-800 грн), музыкальные концерты в дельфинарии, свадьбы и корпоративы с дельфинами!
Особенно прибыльными есть передвижные дельфинарии, аудитория которых всегда "свежая". При этом, стоимость вылова и покупки дельфина довольно высокая и составляет свыше 100 000 грн (а живет он всего несколько лет).
До половины выловленных дельфинов гибнет в неволе, а тем, которые выжили, нужно не менее 7-8 месяцев на дрессуру, потребляя каждый день до 30 кг рыбы. Поэтому отношение собственников - бизнесменов к ним проявляется сугубо в том, что дельфины должны отработать те деньги, которые в них вложили. А вложили таки действительно ощутимую сумму.
Тяжело оспорить радость детей от общения с дельфином, хотя сама эффективность дельфинотерапии легко поддается критике. Достаточно заметить хотя бы то, что дельфинотерапия рекомендуется при болезнях (например, ДЦП), которые являются неизлечимыми.
Многие специалисты-медики отрицают эффективность дельфинотерапии, если процедуры происходят вне морской воды, где животные чувствуют себя комфортно. В мире существуют социальные движения среди медиков за запрет дельфинотерапии, как профанации медицины. При этом, дельфинотерапия предполагает основное участие в лечении психотерапевтов, которые в штате большинства дельфинариев вообще отсутствуют.
5 октября 2009 г. проходил круглый стол, посвященный проблематике содержания дельфинов в неволе. Общественные природоохранные организации приурочили мероприятие к всемирному Дню защиты животных, который отмечался накануне, 4 октября. К участию в круглом столе было приглашено и Минприроды Украины, которое в последний момент отказалось посетить мероприятие.
Поэтому участниками круглого стола стали журналисты и собственно участники кампании в защиту дельфинов, в основе которой лежат активисты студенческих Дружин охраны природы (ДОП) разных городов.
Анализируя информацию полученную от организаций-участников Кампании против коммерческого использования дельфинов, приходится констатировать, что охранникам природы осуществляется активное противодействие. Большинство дельфинариев являются сетями и каждый из директоров возглавляет по несколько заведений в разных городах. Планы построения дельфинариев тщательно скрываются. Комментарии, вероятно - излишни.
В Харькове, путем хакерской атаки, захвачен интернет-сайт с информацией о негативных сторонах содержания дельфинов в неволе и переработано его на коммерческий ресурс противоположного содержания. В прессе и Интернете публикуются материалы с критикой охранников природы и похвалами в адрес дельфинариев.
Самым большим прецедентом борьбы с активистами Кампании стало нападение неизвестных на участников информационной акции, которая проходила при открытии киевского дельфинария "НЕМО". Среди нападающих был и мужчина, который представился директором дельфинария, после чего набросился на студентов, нанося им удары по голове, животу и ногам.
Другие нападающие старались изорвать в клочья плакаты и отобрать фототехнику у журналистов, которые фиксировали нападение. "Директор" грозил природоохранникам физической расправой и телесными повреждениями. Присутствующая на акции милиция на протяжении нападения делала вид что ничего не видит.
Значительная часть нападения зафиксирована самими участниками акции на видео и обнародована в Интернете. По прибытии наряда "Беркута", неизвестные во главе с "директором" разбежались и никого удалось найти. После этого, несколько активистов обратились в органам МВД с заявлениями о нападении и избиении. Однако проходит третья неделя, как со стороны МВД отсутствует реакция на заявления. Авторов заявлений до сих пор даже не вызвали к следователю.
Защитники дельфинов убеждены, что бездеятельность милиции не случайна и обратились с соответствующей жалобой о бездеятельности лично к Министру внутренних дел Юрию Луценко.
Начиная с 2008 года действует трехлетний мораторий на вылов дельфинов в Украине; начиная с 2005 года согласно конвенции СІТЕС (Вашингтонская конвенция) в России запрещена международная торговля этими животными. Так откуда берутся животные в дельфинариях, которые "плодятся" на протяжении последних 2 лет, как грибы, по всей территории Украины? Почему государство не останавливает этот крайне прибыльный, однако незаконный бизнес?
Содержание исчезающих животных в неволе, использование их в развлечениях и зарабатывание на них денег - гуманитарная проблема, которая имеет тяжелые последствия для диких животных, которая подрывает их популяции в природе и ставит их на грань вымирания.
Аналогичную ситуацию имеем и с организацией платных охот на зубров и медведей; государственными и частными охотничьими хозяйствами, продажей шкур и трофеев из исчезающих животных; вылов в качестве пищевых продуктов осетровых и других редчайших рыб и много другого.
Окончательно решить такие проблемы тяжело путем штрафов и локальных наказаний. Преодолеть социальный недуг бездумного отношения к природе можно лишь сознательным общественным осуждением неоправданной эксплуатации диких животных и отказом от этого. А то, на что исчезает спрос быстро оставляет рынок. Однако разрушить такой рынок могут лишь массы, которые откажутся от него.
Проблема охраны и использования дельфинов и роль в ней государственных природоохранных органов оставляет значительно больше вопросов, чем ответов. Однако цель общественной кампании в защиту дельфинов очерчена очень четко. Ни в коем случае нельзя требовать немедленного возврата дельфинов, которые уже содержатся в дельфинариях в природную среду. Это привело бы к неминуемой гибели. Цель - постепенное закрытие коммерческих дельфинариев через недопущение пополнения их новыми животными.

 Олэксий Васылюк, заместитель председателя Национального экологического центра Украины © 2008, Українська правда - Київ
Перевод с украинского Евг. Пахомов

0 коммент.:

Отправка комментария