Численность их популяций в Азово-Черноморье за последние 50 лет упала в десятки раз. Три страны — СССР, Болгария и Турция — массово добывали дельфинов. Причем турецкие рыбаки промышляли вплоть до 1982 г. За этот период было уничтожено три миллиона(!) особей, что, конечно, не могло не сказаться на общей численности вида. Удивительно, но больше ни в одном море бывшего СССР не проводилась официальная добыча этих морских животных. Дельфинов, о которых так много и с таким умилением пишут как о самых разумных, обаятельных и привлекательных животных, устраняли как конкурентов в борьбе за рыбу (мясо у них совсем невкусное). Эта история чем-то напоминает истребление воробьев в Китае времен правления Мао Цзедуна.
Результат идиотизма вполне закономерен: как известно, даже после массовых истреблений дельфинов рыбы в Черном море больше не стало.
Следует сказать, что, несмотря на то что из бюджета была профинансирована программа учета дельфинов, конкретные данные по численности до сих пор не опубликованы. Это значит, что широкому кругу специалистов остается неизвестным современное состояние популяций и их динамика. Вполне возможно, что дельфины восстанавливаются, но более вероятна альтернативная ситуация: морская свинья находится на грани исчезновения, афалина — редкий немногочисленный зверь с неясной перспективой, а белобочка — относительно благополучный вид.
Большой коммерческий интерес представляет именно афалина. Стоимость одной особи на мировом рынке доходит до 75 тыс. долл. США. В настоящее время в курортной зоне Черноморского побережья появились десятки коммерческих дельфинариев, источник происхождения афалин в которых не известен. Такая тенденция вызывает тревогу, ведь в Украине с краснокнижными видами невозможны коммерческие операции, а изъятие их из природы строго регламентировано пунктами статей закона о Красной книге. Причем из-за того, что афалина в неволе не размножается, ни под один из этих пунктов ее даже «за уши» нельзя притянуть. Раз так, то проводятся обходные маневры. Создаются некие частные реабилитационные центры по уходу за больными и ранеными дельфинами, перед которыми якобы ставится задача восстановления, а затем возвращения животных в природу. Однако по мере выздоровления оказывается, что дельфина в природу уже нельзя вернуть — дескать, он там уже просто жить не может, а потому в комиссию приходит письмо с просьбой оставить спасенных зверей в этих самых центрах на пожизненном пансионе. Кто бы мог подумать: оказывается, в нашей стране предприниматели — сплошь альтруисты! А особенно много альтруистов среди владельцев частных дельфинариев…
Сергей МЕЖЖЕРИН (доктор биологических наук, член Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины)
0 коммент.:
Отправить комментарий